Валентин Александрович Серов часто экспериментирует, используя различные изобразительные средства для создания своих портретных полотен. В качестве примера можно рассмотреть портрет сына В. А. Серова. Так данное изображение написано в сложной технике с применением бумаги, акварельных красок и белил. Портретная работа «Саша Серов» создана в 1897 году и сейчас картина принадлежит частному собранию.
На картине изображен пятилетний сын художника Саша Серов, увлеченно читающий лежащую перед ним книгу. Портрет более всего напоминает эскизное полотно. Сложная техника, сочетание акварельных красок и белил вырисовывает легкое импрессионистическое изображение, призванное не столько выявить точное портретное сходство, сколько представить состояние, внутреннее стремление, передать настроение, чувство, какую-то мысль или идею. В картине важна идея, важно чувство. Без этого изображение блекнет, лишается жизни и умирает. Картину нужно уметь почувствовать, понять внутреннее составляющее передаваемого образа. Этот образ должен помогать нам эмоционально пробуждаться, видеть окружающее иначе, более тонко, остро, как будто обновилось и обострилось наше восприятие, и мы все ощущаем как новое, как в самый первый раз.
На портрете пятилетний Саша Серов сосредоточен, внимателен и тих. Полотно выполнено с использованием нежных приглушенных оттенков, белила придают изображению мягкости, прозрачности. Картина наполнена светлым струистым отсветом, придающим окружающему ощущение молчаливой грусти и покоя. Даже расположение цветовых контрастов отличается тихой гармонией, не разрываемой резкой штриховкой или яркими красочными пятнами. Здесь нет никаких надуманных излишних декоративных элементов, броских выбивающихся деталей или линий, искажающих рисунок и плавность форм.
Сам портрет напоминает пастельную зарисовку. Изображение не отличается подробной прорисовкой и детализацией. Нет ощущения длительной кропотливой работы над полотном, напротив, картина воспринимается как приблизительный эскиз. Портрет призван захватить непосредственно само мгновение жизни, подчеркнуть невозвратность и уникальность каждого временного отрезка, вырванного средствами искусства из пространства вечности, из пространства забвения и безмолвия в мир прекрасного, трогательного, нежно искреннего детства.
Портрет написан акварельными красками, что придает полотну хрупкости и ощущение призрачности, неясности очертаний, размытости и нерезкости границ. Портрет мягок, сглажен, тих, лиричен и прост. Эта картина — яркий, правдивый, милый эпизод детского мира, мира детства. Мир детства столь же хрупок, сложен и самостоятелен, как и само художественное произведение В. А. Серова. Оно значимо, насыщенно, но мимолетно и слишком трепещет в мире жестких границ пространство-времени, проверяя на прочность законы взрослого мира, мира плотных красок, резких контрастов и замкнутых, скрытых от всех чувств.