Жизнь ярчайшего передвижника Николая Васильевича Неврева была невероятно трагичной, и не может не вызывать сочувствия. Глядя на его острые обличительные работы ощущение это только усиливается.
Прекрасный живописец, мастер исторического жанра, в конце 60-х переживает вдруг творческий и моральный перелом. Наделенный тонкой душой и обостренным чувством справедливости, Неврев принимается за сатирическое облечения современного ему общества. Картина «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» — выдающееся произведение, написанное именно в жанре картинной драмы, едкой сатиры, демонстрирующей отвращение автора к «диким» нравам крепостных помещиков.
На картине мы видим двух помещиков, чей внешний вид, несмотря на добротное убранство, вызывает стойкое чувство неприязни. Напыщенные, высокомерные, облысевшие, они обсуждают сделку товаром которой выступает молодая крестьянская девушка.
Что более всего «трогает» зрителя — это чрезвычайное спокойствие помещиков, как будто дело идет о каком-либо неодушевленном предмете. Отведя в сторону взор, владелец девушки о чем-то размышляет, обрюзгший же покупатель уже хозяйственно положил руку на крепостную, уверенный, что дело сладится.
Далее взгляд скользит к лицу девушки. Сегодня сложно сказать, каким его задумывал автор, ведь когда эта картина попала в руки Третьякова, именно в этом месте зияла дыра. Но отреставрированное лицо выражает протест и осознание бессилия, а крепко сжатые губы, непроницаемый взгляд в купе со сложенными на груди руками заставляют восхититься мужественностью девушки.
Толпа крепостных на заднем плане — это бесправная людская масса, которая только и может, что посочувствовать. Разве, что выделяется среди них староста, который пригнал девушку на торг. Подпоясанный кушаком, он стоит безмолвный, безучастный и бесстрастный — он исполнитель барской воли.
Более всего поражает в картине то, насколько много автор смог донести информации о главных действующих лицах! Об образованном хозяине красноречиво говорит убранство комнаты — картины, книг и даже портрет вольнодумца Мирабо, об уверенном в себе госте — его непринужденная поза, небрежно наброшенная на стул одежда, о характере девушке — упрямый взгляд и протестующая поза. Мы можем прочувствовать каждого персонажа, возмутиться, посочувствовать, сопереживать, изумиться безнравственным порядкам сильных мира ушедшего.
Картина «Торг» — была великой удачей и великим поражением автора. Обнаруженная на старом чердаке и явившись миру, она принесла художнику известность, но затмила его остальное творчество, которое было невероятно самобытно и искусно. Впоследствии, он не был востребован и имел острую нужду, которая довела его до отчаяния и самоубийства.