«Видение после церемонии» — холст, масло. Картина французского художника Поля Гогена, написанная в 1988 году. На данный момент экспонируется в Национальной Галерее Шотландии, в Эдинбурге. На полотне изображен библейский сюжет, в котором Иаков борется с ангелом. Борьба происходит на втором плане, взор зрителя проходит в первую очередь через изображения женщин, возвращающихся после церковной церемонии. Картина была создана на Понт-Авеню, во Франции.
Изначально Гоген приступил к написанию ландшафта летом, под открытым небом, а позже был вдохновлен набожными религиозными женщинами. После этого художник решил, что стоит писать полотна, посвященные религиозной тематике. Использование цветов, форм и линий в «Видении после церемонии» действительно представляло собой новый уникальный подход в живописи. Вдохновленный принадлежащими ему японскими гравюрами от мастеров Хокусай и Хиросигэ, Гоген разработал идею ненатуральных ландшафтов. Вместо того чтобы представить зрителю натуральные цвета, художник пишет картину в интенсивных красных, черных и белых цветах.
Гоген экспериментирует даже с фигурами на полотне, искажая формы, преувеличивая персонажей и используя линии ярких красок, вместо применения мягких градиентных переходов, свойственных художникам того времени. Цвета выглядят плоскими и статичными. Вряд ли в данном случае можно говорить о глубине цвета. Гоген стремился как можно дальше отойти от общепринятых идей и натуральности цвета, стремясь показать то, каким он видит мир. Действительно, цвет, техника и стиль некоторых картин Гогена были обусловлены его вдохновением японскими гравюрами.
Прямо в центре изображения находится дерево, создается впечатление, что у него нет начала и нет конца. Визуально ствол дерева делит композицию пополам, разделяя женщин и сражающегося с ангелом Иакова. Такое решение в композиции также позволило обозначить основные предметы полотна. Изгиб ствола дерева в центре совпадает с формой головы самой выделяющейся монашки, за счет чего, безусловно, в первую очередь взгляд падает именно на нее. А листва дерева направлена четко в ту сторону, где борется Иаков, за счет чего художник добился акцента на эту область. Перспектива картины намеренно скошена.
Более того, именно Эмиль Бернард отметил тот факт, что японские гравюры оказали огромное влияние на эту работу Гогена. Очевидно, что когда
Сравнение «Видения после церемонии» Гогена с японскими гравюрами может показаться чересчур очевидным после того, как Винсент Ван-Гог на своих полотнах копирует гравюры Хиросигэ, с диагонально расположенными деревьями и буйством красного цвета. Впрочем, ссылаясь на иллюстрированные альбомы Хокусаи «Манга», Бернард был весьма оригинален. Он сопоставил борцов Сумо с японских гравюр с битвой Иакова и Ангела на картине Гогена. Эти же особенности можно проследить в чертах лиц монашек. Сюжет показывает нам историю из Библии, в которой Иаков борется с Ангелом.
Гоген старался использовать технику Бретона, который визуально «наклонял» пространство навстречу зрителю. Женщины одеты в разные белые головные уборы, и создается впечатление, что они являются единственными, кто видит происходящее на картине. Несколько цветов на картине превалируют над остальными — это красные, черные и белые оттенки. Таким образом художник демонстрирует нам угрюмый характер этой картины. Красный цвет на этом полотне сильнее всего привлекает глаз зрителя, он символизирует агрессию, схватку, происходящую на этой картине.