Выбор Геракла — Аннибале Карраччи

Выбор Геракла — Аннибале Карраччи

Выбор Геракла   Аннибале Карраччи

Эпический сюжет картины «Выбор Геракла» написан итальянским художником Аннибале Каррачи под влиянием мифологических сказаний о славной жизни полубога Алкида. Тема трудного выбора правильного пути в жизни молодого еще героя затрагивала творчество многих художников.

В исполнении Каррачи сцена метаний получилась не менее полной и содержательной по композиции и томной палитре цветов. В основу главного сюжета автор вложил тот момент, когда Порочность и Добродетель уже открыли карты юноше, демонстрируя совершенно разные дороги. Легенда, которой посвящена работа, появилась на свет в повествовании греческого софиста Продика, с пересказом самим Сократом и увековечиванием на папирусе Ксенофонтом. Рассказанная некогда сказка стала аллегорией вечной диллемы человека и вошла в современный быт, как метафора сложного выбора верного решения.

В художественном исполнении то, что существует в прозе, передать не так просто. Однако Аннибале удалось выразить сложную сцену и душевные терзания молодого Геракла понятно и доступно. Как на ладони расположились «весы» порока и добра. Порок-нимфа, как принято, прекрасна и чиста. Она обнажена и практически не прикрыта дымкой ткани. Ее атрибутами в данной интерпретации служат маски, как олицетворение обмана и лицемерия. Как правило, дорога, что предлагает пройти Порок, имеет великолепные сады, поля, долины, она прямая без преград.

Автор не стремился к подобным пейзажам. Зато извилистый тернистый путь Добродетели изобразил весьма темным, узким и скалистым. Сама же дева добра имеет весьма скромное облачение. У ее ног расположился поэт, что воспевает Героя. Известно, что Геракл выбрал трудный путь испытаний. Полотно еще полно тайны решения. Юноша задумчив, прекрасен и силен. Его молодость может сыграть злую шутку и направить по дороге радости и наслаждений, не делая добра друзьям, не почитая богов.

Сцена выбора омрачена тяжелой палитрой картины. Она слишком темная, и печальная. Детали «забиты» обилием теней и полутонов. Очень крупные фигуры еле вмещаются в площадь холста, поэту тесно, и пейзаж надуман. Это видение автора, а зрителю же остается наслаждаться работой творца XVI века, подражателя Рафаэлю и Микеланджело.