Знаменитый художник-маньерист Челлини прославился также как прекрасный ювелир, гравер, скульптор и писатель. Челлини родился во Флоренции, в юности и в зрелые годы он много путешествовал по Италии, работал в Риме, Пизе, Венеции. С 1545 г. Челлини был придворным ювелиром у Франциска I в Париже. Художник довольно часто выполнял заказы королей и императоров и поэтому вел очень яркую жизнь, нередко попадая в скандальные истории. Согласно одной из них, Челлини якобы выкрал драгоценные камни, украшавшие корону Папы Римского, за что был заключен под стражу.
Челлини уделял основное внимание эстетике, чистой красоте своих произведений и, конечно, технике их исполнения. Для большей выразительности образов мастер использовал характерные для маньеристов приемы — вытягивание форм и применение контрастных оттенков. Одним из замечательных примеров творчества Челлини является солонка, выполненная им по заказу Франциска I. Мастер использовал в процессе работы над ней, продолжавшейся 4 года, золото, эмаль и драгоценные камни. Солонка слагается из фигур Нептуна и Цереры, соединяющихся переплетением ног. Образы богов олицетворяют единство двух начал — земли и воды, порождающего саму соль.
Самой знаменитой графической работой Челлини является рисунок «Юнона», выполненный черным мелом. Справа располагается обрезанная надпись, изначально сделанная художником, которую можно перевести следующим образом: «Юнона/ была целая и сделана из серебра/ выше человеческого роста/ Франциск в Париже/ должны были быть окончен только Юпитер». Эта надпись, которая нам сейчас кажется совершенно лишенной смысла, говорит о крупном произведении, на что Челлини неоднократно указывает в своих мемуарах. Действительно, в 1540 г. Челлини получил крупный заказ от Франциска I, пожелавшего, чтобы его дворец украсил набор из 12 канделябров высотой в человеческий рост, выполненных в виде статуй античных богов и богинь.
Прежде чем приступить к работе, Челлини выполнил множество эскизов, каждый из которых в настоящее время воспринимается как настоящее произведение искусства. Совсем недавно была найдена бронзовая статуя, и эта находка позволила ученым утверждать, что «Юнона» недолго просуществовала лишь в рисунке, а по этому эскизу впоследствии была отлита статуя.
В течение долгого времени считали, что данный рисунок является единственным сохранившимся графическим произведением Челлини, который был известен больше как флорентийский ювелир и скульптор. Но в этом рисунке отчетливо видна живописная манера художника: растушевка черным мелом и твердая линия рисунка, скорее всего, были выполнены им для того, чтобы точнее передать цвет металла.
Многие произведения Бенвенуто Челлини не сохранились или были разрушены, однако его уцелевшие работы по праву входят в сокровищницу мирового искусства.