Картина Михаила Нестерова «За приворотным зельем» написана под непосредственным влиянием постулатов передвижников, а именно под воздействием их трепетного отношения к бытовому жанру.
Первое, что заставляет остановиться на этой картине — лицо девушки. Можно только восхищаться и удивляться, как удалось художнику через столь не крупно выписанную фигуру изобразить такие глубокие эмоции: невероятно глубокую печаль из-за неразделенной любви отражают глаза, безысходность и отчаяние сквозит в вяло опущенных руках, поджатые губы твердят о смущении, которое испытывает героиня, прибегнув к последней ниточке-надежде приворотному зелью.
Удивительно, но как прекрасно грустное лицо девушки! Молодая девушка с печальным выражением — это устойчивый лейтмотив во многих картинах художника. Исследователи предполагают, что печальные женские образы — это непередаваемая боль утраты по жене Нестерова, которая умерла очень рано при родах.
В углу картины нас ожидает еще один действующий персонаж — старец, колдун, знахарь, на что указывает не только его борода, конусообразная шапка и уединенное жилище, но и что-то вроде оберега на поясе. Его нахмуренные брови выражают понимание, и даже сочувствие — только взглянув на печальную красавицу, он знает про все ее сердечные терзания.
Контрастом к этой, в общем-то, печальной сцене служит буйно разросшаяся растительность вокруг девушки — такую приглушенную, любовно выписанную зелень можно найти на многих полотнах мастера. Так называемый, «нестеровский» пейзаж всегда одухотворен с лирическими героями его картин.
Мы не знаем, чем закончится эта история — получит ли девушка зелье и обретет счастье, или уйдет так и не решившись поднять свой взгляд на старика. Живописец лишь заставляет нас сопереживать, и мы, как будто, и сами становимся невольными участниками сюжета, а милая девушка смущается не только перед старцем, но и под нашими, пусть и сочувствующими, взглядами.