Портрет таитянской женщины в европейском платье и с цветком в волосах — одна из первых работ Гогена первого таитянского периода.
В 1891 году живописец переезжает на остров и обосновывается там, купив себе хижину. Новый быт, абсолютно другие нравы и жизненный уклад, иная эстетика радовали и вдохновляли Гогена.
Изображенная героиня картины — соседка художника, которая с любопытством глядела на хижину пришлого европейца, не отваживаясь его беспокоить. Однако любопытство все-таки взяло верх, и однажды она оказалась на пороге. Женщина попросила разрешения посмотреть репродукции картин, которые были развешены по стенам хижины Гогена. Японские гравюры, картины примитивистов, Моне заворожили таитянку незнакомую с живописью.
Пока гостья рассматривала картины, Гоген сделал набросок ее портрета, чем очень смутил островитянку. Она тут же умчалась прочь, но вскоре вернулась нарядно одетая и с цветком в волосах.
Не так давно французские миссионеры активно стали проводить работу по обращению «диких» таитян в Христианство и добились немалых успехов. Именно поэтому женщина позирует художнику в европейском платье. В волосах ее традиционный цветок — таитянская гардения или тиаре. Этот цветок и по сей день имеет важное значение для местного населения — он является символом этого края, кроме того, его прославили парфюмеры, применяя тиаре для изготовления изысканных духов.
Такое диковинное сочетание — необычная внешность, далекая от традиционного разумения красоты, простого, но цивилизованного наряда и цветка, являющегося символом острова, удивляет и современного зрителя, не говоря уже о публике, которая любовалась работой сразу после ее создания. Сам Гоген был доволен картиной и отправил ее одну из первых на континент, где она почти сразу попала в частную коллекцию Якобсена.
Что касается технической стороны картины, то сразу можно заметить, что картина носит явный отпечаток индивидуального стиля автора, который проявляется не только в выборе сюжета, но и в его воплощении — яркие контрастные цвета, явно выраженный контур, декоративность и красочность. В построении композиции Гоген также использует излюбленный приемы — яркий желто-красный фон стилизован цветами, который придают картине законченность и уравновешивают пространство.
Сегодня с этим замечательным шедевром можно познакомиться в Копенгагене, в Новой глиптотеке Карлсберга.