«Астрально-параноический образ» — работа сюрреалиста Сальвадора Дали с первых шагов создания была разорвана на куски, которые не имели корней и смысла. Она создавалась мастером в период критики его творчества и отнесения многих работ карикатуре, накануне ссоры с миром сюрреалистов и рождения его знаменитого высказывания: «Сюрреализм — это я». Предложенный «образ» Дали можно раздробить на несколько ипостасей. Это отдельные фигуры, вкрапленные в холст случайно в хаотичном порядке — то появляясь, то кристаллизуясь на дальнем плане в мираж.
Внимание цепляет разнохарактерность образов, и более того, принадлежность их к разным эпохам и сословиям. На мираж и присутствие колдовства намекает сосуд-ракушка, брошенный Дали как-то нелепо на передний план. И всюду песок, песок… Живопись, предложенная автором в «Астрально-параноическом образе», как всегда свежа на краски и воздушна. Она напоминает очень сухую акварель, перетекает из золотистой охры в выбеленную лазурь без намека на жирное масло. Потрясающая техника и владение пигментом всегда характеризовали далийский талант.
Несмотря на фиолетовый горизонт, картина Сальвадора просто обжигает зноем и раскаленной плоскостью. Контрастные короткие тени говорят о солнечном диске в зените на безоблачном небе. Теплая палитра и практически пустая суша у кромки бесконечного невесомого моря будят жажду и желание напиться.
Простор уходящего горизонта отвлекает от мелких людей, превращая их в назойливых «мух», приклеенных к безупречной чистоте пейзажа. Это сюрреализм Дали и его паранойя, выплеск детских фобий и страхов на плоскость, которая единственная понимала больную фантазию автора. А быть может, это наркотический сон художника? Хотя тот считал наркотиком себя самого, утверждая, что «Дали — наркотик, без которого уже нельзя обходиться…».