«Атавизм сумерек» — работа Сальвадора Дали. Спутать эту картину с подачей иного художника трудно. Далийский почерк угадывается в характерном бреде, понятном лишь ему, и мастерством живописи высокого класса. Атавизм Сальвадора, как особи «третьего» пола, выплеснулся в сумеречном атавизме на это полотно. Каждая, картина заставляет подумать над смыслом не только самого сюжета, а в том числе бытия и собственного «я». Представленная картина — «несусветный» шедевр творческого порыва Дали.
Для сумеречного подтекста автор изобразил телеги с мешками, вилы, воткнутые в женщину-крестьянку, якобы это вечер трудового дня, конец полевых работ и крестьяне, собрав скарб, плетутся в сумерках восвояси. Как и принято, Сальвадор Дали не стал утруждать себя сложным пейзажем, пышной растительностью и колосьями хлеба. Его пространство безгранично, но окантовано плотной стеной холмов и камней. Дабы окрасить небо в цвета заката автор применил яркие цвета — это полоса из смеси лимонно-желтого и пламенно-красного и полоса уже темного неба цвета сливы.
Сочными пятнами солнца он написал стесанный камень и круг на земле, в котором мужчина стоит, как клоун на манеже. В «Атавизме сумерек» использовано много контрастных переходов от света к тени, что и задало сюжету резкий тон наступивших сумерек. Отдельной главой хочется выделить настроение работы. Оно слишком сложное и вызывает смятение разума. Уже умершие герои и умирающий день умерщвляют все радостные порывы созерцателя.
Больное воображение Дали легло таким же нездоровым отпечатком на холст. Закостенелый зритель, а тем более старик с клюкой, прошедший и огонь, и воду, осудит и череп крестьянина с растущей из него телеги, и смерть несчастной женщины от собственных вил. Он не поймет Сальвадора, зато скажет, что все красиво и пестро, похоже на пластилин в руках больного ребенка. А мы, те самые, кто знает живопись и судьбу автора, разделим тоску и непреодолимую тягу Дали к Богу, его талант, направленный в противоположную сторону прекрасному в нечто похожее на сумерки…