Алексей Венецианов был очень одаренным, однако, только на свой дар он не полагался. Еще с юности молодой человек стремился к обучению художественному мастерству. Сначала он обучался самостоятельно, а позже стал учеником Боровиковского. Талант молодого человека трудно было не заметить, ему особенно удавались портреты, и очень скоро Венецианов стал востребован.
Эта работа стала одной из известных и ярких его картин. Используя, практически, только коричневый цвет и его оттенки, живописец создал удивительно живой образ, с точностью передал не только полное, безупречное сходство, но и свое душевное состояние.
Все полотно пропитано аурой благородства, достоинства, вместе с тем, ответственности и готовности к делам, работе, поступкам. Тонкая оправа не скрывает, а напротив, подчеркивает большие, внимательные глаза. Их глубокий взгляд, спокойная линия бровей показывает нам человека, увлеченного своим делом. Мягкий подбородок и крепкие губы говорят о доброте, сердечности, но не слабоволии. Белоснежный ворот подчеркивает обязательность и дисциплинированность самого Венецианова.
В руке кисть, ведь работа всегда занимала у Венецианова главенствующую роль в жизни. Вот и на » Автопортрете» он изображен за работой. Пальцы на кисти лежат легко, свободно — так, как он и писал свои картины — свободно и легко. «Автопортрет» выхватил лишь мгновение из жизни художника, но описан этот миг настолько ярко, что невольно ждешь вопроса или движения. Художника, будто бы, только окликнули, он отвлекся ненадолго, чтобы выслушать собеседника, а потом вновь углубиться в свой удивительный мир живописи.