Девушки в лодке — Клод Моне

Девушки в лодке   Клод Моне

Оскар Клод Моне — живописец импрессионист, но в первую очередь француз по происхождению, в своем творчестве черпал вдохновение из обыденной жизни. Он не обходил стороной и скучные на первый взгляд сцены реальности, и буйство характеров своих героев. Однако его творчество в основном было посвящено простым картинам и эмоциям умиротворения и спокойствия.

Талант Моне преображать густое масло в замысловатое переплетение мазков наделял подобные сюжеты яркостью и сочностью. Такая участь метаморфозы постигла полотно «Девушки в лодке». Оно написано в конце XIX века импульсивными сухими мазками в смеси с гладким наложением пигмента, если речь идет о тканях и коже героинь. Его краски холодны и мрачноваты, что говорит о вечерней речной прогулке. Зато леди, что занялись вечерней рыбалкой, выделяются белыми пятнами платьев. Такой контраст играет на руку автору, не требуя дополнительной прорисовки контура и игры светотени. Тематика картины, как обычно, понятна. Сюжет, наверняка, был навеян Моне сельским пейзажем Аржантея на берегу Сены, в котором он проживал после посещения Амстердама.

Разница между городским и сельским пейзажами впечатлила художника, родив на свет целую серию «речных» полотен. Причем девушкам в лодках автор уделил особо много внимания, а сиреневые тона и ультрамарин, в силу развивающейся болезни глаз Клода Моне, теперь стали частыми гостями в его картинах. Настоящая жизнь без прикрас и фантазий течет размеренно в «Девушках». Вот заросли кустарника над озером, а ближе — зеркало воды. И отражение лодки, и дамы, и густота зелени не прописаны четко.

Наоборот, схематичными силуэтами здесь живут люди, нет четкой границы между плоскостями, ляпы масляной краски «набросали» разноцветную листву на холст. Но стоит лишь отдалиться от полотна, и вот оно! Мозаика пятен складывается в понятную картинку с лицами, с удочками, с платьями. Синева картины существует густым пятном сплошной тени, а вместе с тем тишины и вечернего покоя. Уют работы поглощает импульсивность городской жизни. Словно черная дыра импрессионизма «Девушки в лодке» затягивают в процесс созерцания, заставляют отойти на шаг назад, потом дальше и дальше, чтобы сложить воедино куски ярких пятен.