Когда Микеланджело получил от папы Юлия II заказ на фреску для Сикстинской капеллы, ее свод своим оформлением ничем не отличался от сводов большинства тогдашних церквей — он был просто усыпан блестящими крапинками звезд на синем фоне.
Юлий II предполагал между арками написать фигуры двенадцати апостолов, а сам потолок покрыть подходящим орнаментом. Но Микеланджело убедил папу Юлия II в несостоятельности его замысла и получил полную свободу творчества.
Искусство росписи потолков известно с древних времен, но постепенно оказалось забыто. Интерес к нему появился только в конце пятнадцатого века. Первую такую роспись создал в Мантуе Андреа Мантенья, как бы разомкнув внутреннее пространство помещения. Для этого он использовал перспективу «sotto in su» , при которой все фигуры парят в пространстве над зрителем.
Спустя сто лет в похожей технике работал Аннибале Каррачи во дворце Фарнезе. В XVIII веке Джованни Баттиста Тьеполо сделал целый ряд декоративных потолочных и настенных росписей, выполненны как в технике фрески, так и маслом.