Долгий век И. К. Айвазовского пришелся на пору войн, которые вела Россия — в том числе за выход к морям. Не принимая непосредственного участия в морских сражениях и даже не всегда присутствуя на борту того или иного судна, художник не мог остаться в стороне от бурь и перипетий эпохи.
Его батальные картины — лучший ответ недоброжелателям, иные из которых с иронией, а то и с сарказмом утверждали, что, дескать, кроме моря, Айвазовский и рисовать-то больше ничего не умеет. Конечно, умел! Силой художественного воображения живописец воссоздал картину морского сражения при Ревеле, имевшего место еще при императрице Екатерине II, в мае 1790 года. На море неспокойно — то ли преддверие шторма, то ли просто вода кипит, ибо само сражение в самом разгаре.
В правом нижнем углу — жалкие остатки получившего пробоину и затонувшего судна, куски корабельной мачты. И уже чуть поодаль — армада судов под парусами. На мачтах угадываются флаги. Впрочем, чьи, разглядеть затруднительно.
Редко судно нарисовано Айвазовским в спокойном состоянии, с глубокой посадкой в воду. В основном мы наблюдаем крен — то на правый, то на левый борт. Над полем сражения простирается белый дым — не то от многочисленных пушечных выстрелов, не то от клубящихся облаков.