Академические работы Кипренского, отвечающие канонам классицизма, в основном, относятся к времени его обучения в Академии. Уже в первых дошедших до нас набросках чувствуется легкое раздражение молодого живописца, вынужденного творить по предложенным «прописям».
С одной стороны, он как бы не отходит от них, а с другой, при всяком удобном случае добавляет в стереотип какой-то необычный обертон, заставляющий неожиданно звучать привычную композицию. Прежде всего, это связано с отсутствием абсолютно плавной линии, с ее легкой «рваностъю», запутанностью, с насыщенным цветом, вносящим в классическую композицию странную эмоциональность, с едва уловимой тревогой, «смещающей» провозглашенную торжественность академического произведения.
В качестве примера подобных набросков приводим работу «Натурщик на фоне красной драпировки», 1802. Заметим, что указанные «искажения» можно при желании обнаружить даже в самой правоверной академической картине Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле» , удостоенной Большой золотой медали.