Художник Михаил Ларионов был ярким, оптимистичным и неординарным человеком. Он воспринимал реальность под своим особым взглядом и сложным ракурсом. Это проявлялось, как в жизни, так и в творческих его фантазиях.
В начале прошлого века его очень увлекла теория лучизма, которой вскоре он посветил обучающую брошюру. Это способ изображения предметов при помощи прямых ярких лучей. В своем пересечении они способны образовывать в восприятии зрителя определенные формы.
Вдохновленный этой идеей живописец создал целую выставку своих работ, написанных в подобном экстравагантном стиле. Самой удачной из них можно назвать картину «Петух и курица», написанную в 1912 году. Она не поддается привычным законам живописи и предметности, а скорее построена на тонкой игре цвета и линий, искусно рассчитанных рукой мастера.
На этом полотне преобладают яркие оттенки красных и желтых цветов. С помощью них и нарисованы фигуры петуха и курицы. Большую часть полотна занимает петух. Его крылья широко расплавлены, это придает изображению экспрессивности и динамичности. Хвост пернатого, словно огненный шлейф, летящий за кометой, развивается позади него.
Курицу можно рассмотреть в лучах, расположенных в нижней части картины. Отчетливо виден только ее клюв и шея, расположение ее тела каждый зритель может представить по-своему. Фоном для них служат полосы холодных синих и сиреневых оттенков. Возможно, они символизируют небо на закате.
Период творческого становления Михаила Ларионова завершился именно лучистыми композициями. В них он нашел свою философию и смог воплотить самые смелые и авангардные замыслы. Его можно назвать первооткрывателем и новатором среди русских художников того времени. Благодаря своей неповторимой манере исполнения живописец нашел своих последователей не только в России, но и за рубежом.