В начале ХХ века художник-импрессионист Клод Моне неоднократно бывает в Англии, посещает Лондон. Живописец знакомится с особенностями лондонских зданий, отмечает необычные образы городских строений. Особенно Клода Моне привлекает загадочная туманная атмосфера столицы Англии. В работах Моне лондонские образы предстают наполненными мистикой, условностями, особым призрачным колоритом. Одной из таких художественных работ живописца можно считать «Здание Парламента в Лондоне. Эффект тумана».
«Здание Парламента в Лондоне. Эффект тумана» написано в 1904 году и в настоящее время является частью фондов живописи Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. В первую очередь, следует отметить такой факт, что художник создал целую серию работ на тему лондонского здания Парламента. Одно время эта работа хранилась в музее д’ Орсе в Париже. Картину отличает особый эффект тумана, о чем заявлено уже в самом названии живописного полотна.
Здание Парламента обволакивает густой молочно-сиреневый туман. Сквозь мягкие, но плотные оттенки тумана проступают величественные очертания лондонского Парламента в стиле осовремененной готики. Резкие, острые, уходящие ввысь архитектурные линии сглаживаются мягкими контурами. Силуэт здания за счет эффекта тумана размыт, стушеван, переосмыслен и заново создан в нежных, пограничных красках. Кроме того, рождается эффект нереальности, мира, далекого от здешних мест, мира зазеркалья, где все растворено в белесовато-лиловых туманах, где едва проступают теплые желто-рыжие лучи солнца, слишком призрачного и далекого, чтобы окрасить Темзу и насытить ее цветом. Туман рассеивает оттенки, разбивает их на многочисленные рыжевато-багровые блики.
Таким образом, живописное изображение здания Парламента получилось предельно условным, абстрактным. В данном произведении художник представляет не частные подробности и максимально детализированное сходство, а рисует перед нами мгновение бытия, сиюминутное впечатление образа города, каким увидел и почувствовал его автор.
Как и во многих других произведениях, Моне в качестве главного мотива выступает рисующий свет. Именно от света зависят очертания передаваемой реальности, яркость и контрастность образов и предметов.
То гаснущий, то разрастающийся свет приводит к созданию ускользающей атмосферы туманного города, полного рефлексов, двоящихся образов и бликующих поверхностей.
Лондон словно утонул в туманах холодноватых сиреневых оттенков, оставив впечатление зыбкости и незавершенности.