Жизненный путь Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого с самого начала был освящен встречей с Рерихами в Москве в 1926 году, и с тех пор он считал себя духовным учеником Николая Константиновича, давшего ему тогда первые наставления. Воздействие искусства Н. К. Рериха, его смелых художественных идей Борис Алексеевич ощущал на себе всю жизнь. Как и Рерих, он любил работать сериями: «Север», «Прозрачность», «Алтай», «Осенние раздумья»…
Цикл «Алтай» — один из пяти самых крупных циклов Смирнова-Русецкого, создавался в течение более чем 15 лет, начиная со времени первой поездки на Алтай в 1968 году. Позже, на одной из встреч со своей ученицей З. П. Грибовой, Борис Алексеевич сказал, что Алтай сразу вошел в душу, он почувствовал его и работал легко и с увлечением.
«Этот цикл наиболее близок по духу к искусству Рериха индийского периода, я посвятил его памяти Учителя, который на протяжении всего моего пути неизменно светил и вдохновлял огненным горением своего творчества». В 1974 году Смирновым-Русецким был написан первый вариант «Белухи», одной из самых известных картин художника этого цикла. К теме «Белухи», этого символа Востока, Смирнов-Русецкий будет возвращаться не раз. Ведь именно с этой горной страной были связаны легенды о Шамбале, и она таила какую-то особую мистическую загадку, к тайне которой художнику всегда хотелось прикоснуться.