Босх, помимо всего прочего, был и великолепным рисовальщиком. Именно ему — в среде североевропейских художников — принадлежит честь превращения рисунка в самостоятельный жанр. Оставив после себя около 40 листов рисунков, Босх превзошел в этом всех современников своего круга. Его рисунки можно разделить на три группы.
Во-первых, это листы с набросками, заполненные многочисленными человеческими или фантастическими фигурами — как, например, лист «Гротесковые наброски». Во-вторых, это этюды к картинам, чаще всего содержащие композиции из нескольких фигур. Наконец, в-третьих, это тщательно проработанные самостоятельные рисунки.
Почти все рисунки Босха выполнены кистью или гусиным пером и тушью и/или бистром — коричневым пигментом, получаемым при выварке сажи. Гусиное перо в те времена было практически неизвестным «инструментом»; введя его в технический арсенал, Босх выступил зачинателем новой традиции. Ее подхватили многие — в том числе Брейгель и Рембрандт.