Работа Винсента Ван Гога «Штудия Оливковых деревьев» демонстрирует ярую «нелюбовь» автора к игре света и тени. Как, правило, светотень редко посещала картины Гога, как и в данном случае, превратив заросли оливы в дремучий и мрачный лес. «Оливковые деревья» — произведение довольно раннее для творчества художника. В нем еще сквозит детскость и наив повествования.
Попытки изобразить природу Ван Гог оставил на простом отображении стволов с примесью краплака и редких мазков-листьев зеленых крон. Картина написана весьма осторожно, дабы не нарушить собственное спокойствие и удовлетворение в отображении реального пейзажа. Винсент не стал добавлять лишних деталей, отдельно стоящих кустов, лужаек, а писал то, в чем был уверен. Это голые фактурные исполины и рябь горизонтальной плоскости травы. Стараясь написать реальный мир, Ван Гог остановился на скупом сочетании цветовых пятен.
При этом каждый из планов композиции вместил немыслимое многоцветие — по стопам импрессионизма. Обилие цветов одинаковой температуры присутствует в отпечатке неба. Не оставляя в покое любовь к мазкам, художник придал небосводу динамику, намекая на движение крон и гуляющий ветер. Это касается всей работы, где отпечатался отрывистый штрих. Техника Ван Гога уже тогда была причудливой. Она напоминает пуантилизм по принципу нанесения краски на плоскость. Его пейзаж можно сравнить с рыбьей чешуей и по способу отображения, и по сути. Он достаточно холоден и неприветлив. И это не смотря на затею. Ведь оливки ассоциируются с солнцем, теплом и обилием сочных плодов. А предложенная картина не такая уж солнечная. Природа в этюде получилась не живой. Плоское восприятие дарит пейзажу отсутствие контраста теней и бликов, как говорилось выше. Объемность живописи обычно дарит прием светотени, к которому крайне редко прибегал Винсент.
Композиция запечатлена с акцентом на близстоящее дерево с причудливым изгибом ствола. Для его написания Ван Гог использовал сочетание холодной сиреневой краски и шоколада. Кое-где есть вкрапления зелени, дабы оживить рисунок. Видно, что рука автора работала не смело, оставляя пустоты около предметов. В целом, штудия заслуживает похвалы, с учетом того, что Винсент Ван Гог не имел должного художественного образования. Его собственное восприятие мира и сравнение простых форм природы с телом человека прослеживается в этом полотне. Быть может, слегка утрированы формы и «притянут за уши» мотив пейзажа, но в этом весь автор: «Я преувеличиваю, иногда изменяю мотив, но все-таки не выдумываю всю картину целиком: напротив, я нахожу ее уже готовой в природе. Весь вопрос в том, как выудить ее оттуда».