Пруд с кувшинками возле дома Клода Моне в Живерни, на северо-западе от Парижа, стал главным мотивом поздних картин художника. Полотно, отображающее поверхность пруда, становится миром в самом себе, вдохновляя на чувство погружения в природу. Наблюдения за изменением структуры света на поверхности воды побудили Клода Моне к абстрактным зарисовкам.
Картины не были оценены в полной мере при жизни Моне, и когда они были пересмотрены в 1950-х некоторыми искусствоведами, некоторые критики посчитали его предшественником абстрактного экспрессионизма. В своем стремлении отобразить нужное количество света и тьмы, Моне всегда работал на нескольких полотнах сразу и яростно следил за изменением освещения. Он рисовал пристально, не обращая внимания все актуальные тенденции, несмотря на удивление своих современников.
В последние десятилетия жизни для Моне его любимый водный сад в Живерни стал предметом одержимого и навязчивого изучения. Он рисовал один и тот же пейзаж около 250 раз на протяжении 1900 года и до своей смерти. В конце концов, пруд стал его единственным субъектом для творчества. Он начал строительство водного сада, как только он переехал в Живерни, и ходатайствовал у местных органов власти об отводе воды из ближайшей реки. В результате, пейзаж был изобретением Моне целиком, и он использовал его в качестве своей творческой направленности и вдохновения.
Поверхность воды уникально отображала свет и атмосферу окружающей обстановки в работах Моне в Жаверни. Небо исчезло из живописи, пышная листа закрывала верх полотна, до самого горизонта, и пространство заполнила декоративная арка моста. Наше внимание сосредоточено на самой картине и держит акцент на ней, а не на том, что представлено на картине детально. В более поздних работах Моне пруды и лилии все больше и больше заполняют пространство холста, а поверхность воды усеяна цветами.
Плавающие листья кувшинок и их отражения в воде размывают различие между реальными предметами и их зеркальным отображением с помощью света. Моне всегда был заинтересован в размышлениях, наблюдая за фрагментированными формами в их натуральном выражении, что он и выражал своей кистью на холсте. «Объект не важен для меня; я хочу воспроизвести то, что существует между объектом и мной». Ближе к концу своей жизни, в результате его интенсивных усилий над правильным светом и тенью, он убрал тематику из своих картин, в результате чего родилось абстрактное искусство.