Чарльз Джошуа Чаплин — живописец, в основу творчества которого легло много образов девочек. Тяга к девичьему телу и портрету обусловлена тем, что художник имел дочь, которую беззаветно любил, и тема детства стала основой чаплинской многочисленной коллекции. Его портретные работы с изображением милых детей оставляют трепетать сердце от той легкости и неги, с которой написаны черты девчонок и еще не зрелых девушек. Обилие света, лиловых и кремовых оттенков, смеси белил с жемчужными красками придают образам Чаплина медовой сладости и свежести.
Представленное полотно «После бала — маскарада» относится ко второй половине 19 века. Картина вошла в серию произведений с одноименными названиями «Подготовка к баллу — маскараду», «До бала», «После бала» и др. Критики относят ее к эротическому жанру или к полотнам направления «ню».
Некоторые работы автора, в свое время, были запрещены к демонстрации, как раз по той причине, что считались вульгарными в светском обществе 19 века. Однако сегодня жанр с оголенными моделями стал неистово популярен.
Теперь вернемся к работе. «После бала — маскарада» занимает сравнительно небольшую площадь. Сюжет имеет один главный план, компоновка которого включает обилие драпировок, из которых «соткано» постельное белье, и девушке — героине, уснувшей на атласной ткани.
Направление рисунка имеет четкую диагональ направления пластов из теней, складок, положения обнаженного тела, света. Основная часть опущена ниже условной середины композиции, что создает небольшой эффект «выпадения» девушки из общей мозаики.
Для написания «После бала — маскарада» Чаплин использовал контрастные оттенки света и тени. Разбирая палитру по составу, можно отметить, насколько автор погружен в палитру пастельных красок. Для этого все чистые цвета он смешал с белилами, наделив атласным блеском и мерцанием центральную часть работы. Для пущего высветления основной части художник прибег к синим цветам, приглушив ими углы изображения. Это создало эффект луча, вырвавшего тело девушки из сумрака.
Сама же героиня погружена в безмятежный сон. Волосы ее спутаны после укладки, щеки рдеют нежным румянцем. Тело оголено, но в допустимых пределах. Кожа девушки — кусок белого воска, — сияет чистотой, глянцем и свежестью. Виновнице портрета от силы лет 16. Можно лишь представить сколь эмоционально пролетел маскарад. Веер забыт в руке, маска лежит около бедра, розы рассыпаны из букета, но нисколько не колют нежного тела.
Работа написана импульсивным мазком, хаотичными штрихами на общем плане, но таким скрупулезным, касаясь лица спящей героини. Чаплин, как и всегда, пишет бережно, нежно, трепетно. Его рука словно играет с маслом, то беря пигмента пожирнее, то — посуше. Оттого полотно кажется живым и щедрым на объемные детали. Колорит «После бала — маскарада» теплый, ванильный, с примесью мышиного серого и насыщенного ультрамарина.