Картина выдержана в цветовой гамме сепии, лишь на горизонте проглядывает лазурь — изрядно, впрочем, разбавленная той же сепией, — да в центре холста виднеется небольшое цветное пятно: фигурка человека в голубоватой рубашке и с красной головой.
Картина заполнена многочисленными фигурами людей и животных: по всей видимости, галлюцинаторными образами, роящимися в голове Параноика. Глаз вычленяет из этого столпотворения группу людей, которые тащат по песку лодку; человека, готового шагнуть в пропасть; танцовщика или торреро в красной шляпе; людей бегущих; людей, умирающих или изнемогших; людей, простирающих вперед руки в жестах отчаяния или отторжения.
Если смотреть издалека, фигуры на первом плане складываются в очертания человеческой головы. Точно такая же голова виднеется на заднем плане картины, уменьшенная перспективой. Это и есть Параноик. Он соткан из образов, порожденных его же воображением. Исчезни они — исчезнет и Параноик. Исчезни он — растворятся и населяющие его сознание образы.
Художник любуется бесконечным отражением рождающих и питающих друг друга галлюцинаций. Этот замкнутый мирок, арена, на которой разыгрывается призрачное действо, — тожество солипсизма. Вселенная, существующая лишь в сознании Большого параноика, готовая раствориться в небытии вместе со своим создателем, — или же существовать вечно, возрождая его вновь и вновь.