Изображая Марию Ивановну Арцыбушеву почти одновременно с ее мужем, Врубель создает репрезентативный портрет. Чопорная и бесплотная дама в строгом черном платье, оживленном лишь блеском золотой цепочки, почти распластана на прямой спинке кресла, параллельной плоскости холста. Лицо хранит замкнутое и нейтральное выражение.
Врубелю все же удается проникнуть сквозь эту светскую маску. Он чутко улавливает нервную одухотворенность модели, трепетную хрупкость ее внутреннего мира. Глаза дамы кажутся заплаканными, лицо — побледневшим от неведомых переживаний. За официальным холодом угадывается сложная духовная жизнь.
Врубель — символист, с его любовью к таинственному и непостижимому, наделяет свою модель некоей загадкой. Живопись портрета декоративно-изысканна. Ее тонкая многоцветность проступает через общую коричневую тональность.