Стремление правдиво воспроизвести природу, характерное для большинства пейзажистов второй половины XIX века, у Врубеля уступает место восприятию природного мотива как декоративного.
Врубель, один из мастеров русского Ар Нуво, много работал в области монументально — декоративного и театрального искусства. Богатство природного мотива для него часто было лишь поводом. Его фантазия была способна преобразить простой цветок или куст в фантастическую феерию цвета и линий.
Излюбленная художником цветовая гамма, включающая все оттенки синего, от голубого до фиолетового, в сочетании с розовым и зеленым, создает ощущение мерцающей, изменчивой поверхности. На фоне яркого, цветущего куста, «составленного» из мазков разной фактуры, — темный силуэт женской фигуры. Черты ее лица напоминают любимую модель и жену художника, оперную певицу Н. И. Забелу, одновременно вызывая в памяти майоликовые скульптуры, которые Врубель делал по мотивам оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Своего рода феей сирени представляется женская фигурка в картине «Сирень», возникающая словно из скопления теней под огромным кустом, будто излучающим пламя.
Врубель видел в ней пушкинскую Татьяну. Но в основе этой работы лежат не столько литературные или оперные впечатления, сколько живые наблюдения над природой. Об этом говорят натурные этюды сирени. Но и они далеки от пленэрных этюдов импрессионистов, заинтересованных передачей света, воздуха, пространства. Они неназойливо орнаментализованы. Художник ищет в природе декоративную красоту.