Полотно «Весна» чешского модерниста Альфонса Мариа Мухи выполнено уникальным способом печати — это литография. Заливка особым химическим составом и контраст абриса некоторых элементов картины, печать станка и какое — либо механическое вмешательство в процесс создания «Весны» Альфонсом Мариа остаются за кадром и совершенно не сочетаются с живописным результатом. Эта тонкая гладь цвета и свежесть сюжетной линии, казалось бы, не должны быть свойственны мужеской руке. Однако… «Весна» — это панно из цикла А. М. Мухи «Времена года».
Автору принадлежит много работ с сезонной тематикой, в частности посвященных весне. Чем характерна эта картина? В основе сюжетной линии заложены юность и тепло женского тела. Нимфа славянской внешности с огненно-рыжими волосами — любимый персонаж автора. Она напоминает девицу старорусских сказаний, по-своему загадочную и нежную, еще «не тронутую», не сплетающую волосы тугой косой. Женщина — беспроигрышная аллегория начала жизни и зарождения первых побегов. Героиня-Весна плодовита и румяна, обладает пышными формами, у нее крепкие, но в тоже время, «лебединые» руки. Что держит она в тонких пальцах, побег или ивовую ветвь, уже сочную и упругую? Это музыкальный инструмент — арфа с тонкими струнами. Единственные ее слушатели — птицы — вестники прихода тепла и таяния снега.
Литография Альфонса имеет теплый сочный колорит, поистине весенние краски, а желтизна фона еще свежа и прозрачна. В охристую зелень перетекает ствол старого дерева. Белые цветы выдают его происхождение, это плодовое древо, видавшее не одну весну. Венчики цветов недавно распустились, кое-где проклюнулись бутоны. Их чашечки имеют пурпур в пигменте, быть может, Весна отдыхает под абрикосовой кроной. Желто-рыжие волосы переплетены с цветками и поддаются легкому ветру. Девица хороша собой. Ее томный взгляд таит особый темперамент проказницы — Весны. Льняное платье скрывает молодое тело, выдает сочность и глянец юной кожи в нарочной прорехе.
Альфонс Муха очень наблюдателен, не правда ли? Он ценит красоту женщины, лелеет ее и холит в красках. Автор любит свою Весну, вкладывает в рисунок порцию мужеского взгляда на юность и девственную свежесть девушки. Она еще молода, но все впереди — и тяжесть летнего зноя и более насыщенные краски. Контраст коры старого дерева и юности героини подчеркнут цветовыми пятнами и четкой градацией палитры. Альфонс не боится четких контуров. Это выдает в его таланте графика и иллюстратора. Техника, в которой работает художник, не традиционна. И речь идет не о способе воспроизведения сюжета. Сама идея — объединить литографию и прозрачную текстуру краски, так похожую на акварель, путает зрителя. Это талантливо и мастерски красиво.