Жисмонда — Альфонс Муха

Жисмонда   Альфонс Муха

Эту прославившую художника работу сопровождает легенда о возникновении плаката спонтанно в последнюю ночь 1894 года. Но красивая версия, быть может, является умной режиссурой самой Бернар, пропагандирующей триумф доселе неизвестного иллюстратора.

Известно, что конкурс на плакат к постановке драмы Викториена Сарду был объявлен еще в октябре 1894 года. Однако актриса не была удовлетворена предложенными проектами. Для Мухи участие в конкурсе было случайностью, изменившей его судьбу.

После появления на улицах плаката «Жисмонда», ошеломившего парижан своей оригинальностью, художник стал знаменит так, что его имя несколько недель занимало страницы французской прессы. Такая известность и признание могли бы утешить не только дебютанта, но и самого честолюбивого мэтра. Сара Бернар представлена в костюме последнего акта драмы, во время шествия в процессии с пальмовой ветвью.

На предварительных эскизах был плотно заполнен фон, а ветвь была лишь небольшой деталью. В окончательном варианте ветвь увеличивается вдвое и становится частью композиционной интриги, повторяя вертикаль женской фигуры. Уже в первом плакате определен прием, ставший традиционным в плакатном искусстве Мухи — полукруг или полный диск за женской головой, заполненный цветами, текстом, орнаментом или имитирующий арочный проем.

Эту композицию актриса очень ценила и использовала не раз: в программе гастролей по Великобритании в 1895 году, в 1896 — во время турне по Америке, затем ею была украшена программа Театра Сары Бернар, а позднее, в 1899 и 1903 годах, она сопровождала постановки других спектаклей.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)