Скажите, ну, какой художник удержится от того, чтобы не восхититься женской красотой. Да не просто восхититься — видеть прелестницу натурщицей, запечатлеть ее образ в веках, сохранить для потомков! Сказанное относится к художникам в самом широком смысле слова — здесь и поэты, и живописцы.
Позировать для картины — занятие не из легких. Многое зависит и от типа самого художника — позволит ли он сидеть, как того захочет натура, или велит оставаться в одной и той же позе.
Конечно, искусство требует жертв, но жертвы жертвам рознь. Одно дело — имитировать страсть, совсем другое — велеть умертвить натурщика для более достоверного изображения мук умирающего, как, по легенде, велел поступить Микеланджело Буонаротти, работая над скульптурой «Умирающий раб».
Портрет в живописи представлен несколькими разновидностями: парадный, семейный, бытовой, парный… Альфонс Муха обожал этот жанр и любил писать девушек подчеркнуто славянской национальности. Вот и здесь перед нами изображение юной жительницы Моравии.
Национальный костюм, красно-бежевый колорит, бусы. И все-таки что-то смущает… А вот что — неестественно выгнутая кисть правой руки, словно в параличе. В левой — маленькое зеркальце. По логике вещей, модница должна смотреть туда, а ее взор устремлен на нас, точнее, — на художника. Вот почему и получился портрет дисгармоничным…