1888. Картон, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Еще в ранние годы своего творчества Врубель начал работу над «Демоном». Тема Демона не оставляла художника всю жизнь. Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. Демон жил где-то в сокровенных тайниках его души. В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из тридцати — половина относилась к «Демону» . Кроме этого, он написал несколько картин на тему Демона.
В произведениях Врубеля очевидна внутренняя связь с Демоном Гамлета и Печорина. Маленькая картина маслом 1888 года Гамлет и Офелия, в такой же синей гамме, как эскизы для Владимирского собора, представляет по существу вариацию на тему Демона и Тамары, только без мотива соблазнения: встреча рефлектирующего сумрачного интеллекта с безмятежной и чистой женственностью. Девушка, с которой написана Офелия, была, по-видимому, последней киевской пассией художника; о ней он потом писал сестре, что ее нравственный облик «манит тихим пристанищем».
Два более ранних эскиза на тот же сюжет не идут ни в какое сравнение с киевской картиной — ни по живописи, ни по внутренней концепции; в первых вариантах она просто не найдена. Гамлетовская тема стала Врубелю близка только через призму «Демона».