Славянский цикл картин чешского модерниста Альфонса Мухи ознаменовался появлением истинных женщин, как принято говорить в мире искусства, — альфонсовских дам. Именно этот цикл был характерен славянскими мотивами, пышными красавицами и элементами языческой культуры. «Мария — Мадонна Лилий» — картина из вышеуказанной коллекции.
В отличие от остальных работ «Мадонна Лилий» — очень трогательное повествование, нежное по сути, теплое и по-настоящему символичное. Юная красавица — девочка и ее оберег — Мадонна застыли в покорном спокойствии. Мимолетно поднятый взгляд девочки говорит о занятости интересным занятием — плетением венка из бордовой травы. Ее маленькие пальчики сплелись со стеблями, умелыми движениями она соединяет цветок — к цветку растительную корону. «Не мешайте мне, не говорите, не дышите…», — говорят ее маленькие коричневые глаза. Автор поместил свою Мадонну в пышные заросли белых лилий. Дева — Мария получилась невесомой и теплой. Ее нимб — сплетение белых цветочных искр.
Узкий лоб укрыт соломенными прядями, а каждая линия сходит на нет и теряется в размытом фоне. Подобная расстановка акцентов на плавности штрихов и отсутствии резких переходов характерна для Модерна. Кому, как не Мухе, знать о закономерности модернистских особенностей. Это уже не Модернизм с нерешительными шагами, а истинный закоренелый Модерн с его символизмом, например образа Мадонны, как символа чистоты и невинности, девочки у основания ног, наивной и открытой миру. Обе — и христианская Дева, и ребенок, — чаши зарождения жизни человеческой.
Что касается Лилий, то это отдельная история, уходящая также в языческое начало и православную культуру. В христианстве белая лилия символизирует чистоту и непорочность. Причем каждый элемент, стебель, листок, несут свою смысловую нагрузку. Видимо, автор пролистал немало книг по истории, черпая вдохновение в старинных обрядах. «Мария — Мадонна лилий» — колоритная работа, причем краски Альфонс взял исключительно теплые и светлые. Белила в смеси с грушевым и персиковым цветами создали ауру предвечерней поволоки, летней и умиротворяющей.
Несмотря на абстрактный заполненный, сюжет переносит зрителя в поля. Охапки лилий напоминают травяные снопы, их много, они густые и свежие. Кусок неба инкрустирован святым образом Девы, молящейся над главными героями. Работа излучает золотое свечение, словно иконопись с намеком на очеловечивание чувств и основных законов целомудрия в обличии святой Марии и деревенской девчонки. Истинная славянская тема виртуозно передана Альфонсом Мухой в сочной живописи и смелом мазке, своеобразном повествовании и манере, узнаваемой и разной.